Mechel Carbon: Мы прогнозируем постепенное восстановление экономики, объемов производства стали, а также спроса на сырье и уголь в странах Азии

Mechel Carbon: Мы прогнозируем постепенное восстановление экономики, объемов производства стали, а также спроса на сырье и уголь в странах Азии

Mechel Carbon: Мы прогнозируем постепенное восстановление экономики, объемов производства стали, а также спроса на сырье и уголь в странах Азии "Металл Эксперт"

Евгений Горбунов, исполнительный директор сбытовой компании Mechel Carbon AG

Mechel Carbon AG реализует практически весь ассортимент продукции предприятий Группы "Мечел": концентрат коксующегося угля, антрацит, энергетический уголь. Компания поставляет продукцию крупнейшим импортерам Японии, Южной Кореи, Китая и других стран АТР, а также в Европу. Компания также располагает угольными складами в Бельгии, откуда ведутся отправки местным потребителям, а также в Нидерланды, Францию и Германию.

Планы развития многих угольных компаний в России определяются внешним спросом в Азии. Как Вы оцениваете перспективы и темпы развития продаж на этом направлении в 2021-22 годах? Какие основные рынки сбыта будут наиболее привлекательны для российских экспортеров?

На 2021-2022 год мы прогнозируем постепенное восстановление экономики в странах Азии после пандемии COVID-19, прогнозируем восстановление спроса на сырье и уголь, восстановление объемов производства стали в странах АТР. Для нашей компании наиболее приоритетны премиальные рынки Японии и Южной Кореи, куда мы поставляем уголь в рамках годовых контрактов с традиционными покупателями. Мы также ожидаем развития продаж на рынках Китая, Индии и Вьетнама, куда мы в основном поставляем нашу продукцию на базе спотовых контрактов.

Что позволит повысить конкурентоспособность российского угля на внешних рынках? Какова стратегия Группы "Мечел" в этом вопросе – какие проекты планируются для укрепления производственных и торговых позиций?

Конкурентоспособность российского угля на внешних рынках может быть улучшена только лишь через повышение качества предлагаемой продукции и предложение более интересной рыночной цены. Стратегия Группы "Мечел" предполагает комплекс мероприятий по сохранению и улучшению качества предлагаемой покупателям угольной продукции при гарантии стабильных поставок и конкурентных рыночных ценах.

"Мечел" предлагает на рынке широкий ассортимент продукции - коксующийся и энергетический уголь, антрациты и PCI. Какие рыночные факторы будут определяющими для каждого из этих товарных сегментов в среднесрочной перспективе?

Для каждой из перечисленных Вами товарных позиций – коксующийся уголь, энергетический уголь, антрацит, уголь PCI – определяющим будет соотношение спроса и предложения на данную позицию на рынке в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Мы внимательно изучаем информацию по потребностям и потреблению каждого вида угля, информацию по производству и поставке на основные рынки. Это помогает своевременно спрогнозировать динамику спроса и быть готовыми отвечать вызовам рынка, что высоко оценивают наши партнеры.  

Как Вы оцениваете перспективы использования угля PCI на внешних рынках, в частности в странах Азии? Каковы основные конкурентные преимущества у компании "Мечел" по сравнению с российскими и зарубежными поставщиками PCI?

Мы прогнозируем позитивные перспективы по спросу на уголь PCI на рынке АТР и отмечаем большое количество запросов на поставку угля PCI как в рамках долгосрочных контрактов, так и на базе спота. Наша продукция PCI хорошо известна конечным потребителям, наши конкурентные преимущества – это стабильное премиальное качество, конкурентоспособная рыночная цена, профессиональный подход к реализации согласованных поставок и выполнению контрактных обязательств.  

Какие факторы будут оказывать наибольшее влияние на формирование цен на коксующийся уголь в мире в 2021-2022 годах?

Мы считаем, что на формирование цен на коксующийся уголь в мире в 2021-2022 годах будут оказывать влияние, прежде всего, темпы восстановления производства стали. Будет ли производство стали и потребность в сырье восстанавливаться постепенно, как прогнозируется, или же будут какие-либо новые ограничения вследствие второй, третьей и последующих волн пандемии. Все эти факторы надо брать в расчет. Кроме того, немаловажным будет и то, как будут выстраиваться политические отношения между Китаем и Австралией и как скоро будут сняты ограничения и возобновлена закупка угля из Австралии китайскими компаниями.

За последние годы Россия существенно укрепила свои позиции лидера на рынке антрацита. По данным Металл Эксперт, в мировой внешней торговле на российский уголь приходится около 65%. Как Вы оцениваете емкость этого рынка в ближайшие годы? Какие направления сбыта будут в приоритете?

Да, Россия действительно стала лидером по производству и продаже антрацита на мировом рынке. Емкость рынка Азии на ближайшие 2-3 года мы оцениваем в 12-15 млн тонн товарной антрацитовой продукции. Наиболее приоритетными направлениями для экспорта являются рынки Японии, Южной Кореи, Индии.

При формировании экспортных цен на антрацит российские поставщики ориентируются на динамику индексов угля PCI в Австралии. Сохранится ли такая преемственность в среднесрочной перспективе? Какие другие факторы оказывают или будут оказывать влияние на формирование цен на антрацит в следующие 5-10 лет?

При формировании цен на антрацит наша компания рассматривает динамику целого ряда индексов – это и индекс цены на сильнококсующийся уголь, и индекс цены на PCI, и индекс цен на металлургический кокс и коксовую мелочь. Таким комплексным подходом мы будем руководствоваться в среднесрочной перспективе. Важным фактором, который повлияет на формирование цен на антрацит на ближайшие несколько лет, будет соотношение спроса и предложения на антрацитовую продукцию: спрос возрастает, предложение не успевает за темпом роста спроса.      

Как Вы оцениваете перспективы развития специализированных портов по перевалке угля в восточном регионе?

Развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке является стратегической задачей, поставленной Правительством РФ с целью увеличения присутствия наших товаров на рынке АТР. Проекты строительства крупных специализированных терминалов – следствие этой последовательной работы. Мы также работаем над расширением мощностей и увеличением перерабатывающей способности нашего Торгового порта Посьет на Дальнем Востоке. Наращиванию перерабатывающей способности портов и терминалов на Дальнем Востоке страны должно соответствовать расширение провозных возможностей железной дороги, что также реализуется в рамках согласованной программы действий.  

В текущем году в России изменился процесс согласования экспортных поставок угля из Кемеровской области в восточном направлении. Насколько сильное влияние на деятельность филиала "Южный Кузбасс" оказала новая схема формирования квот? Как в компании оценивают эффективность нововведений? 

На наш взгляд, данные нововведения дали ожидаемый результат. Применительно к "Южному Кузбассу" это позволило увеличить объемы производства и нарастить согласованные объемы отгрузки угля не только на восток, но и в южном/западном направлениях, а также на внутренний рынок. В III и IV кварталах текущего года принятые для предприятия планы в восточном направлении выросли относительно I и II кварталов. Важно еще и то, что о выделенных квотах сообщается за три недели до месяца отгрузки, а не за день как было до применения этой методики. Эта прогнозируемость позволяет четко планировать отгрузку в адрес дальневосточных портов и лучше управлять складскими запасами. 

Как Вы оцениваете перспективы сбыта коксующегося угля на российском рынке? Каков потенциал развития внутреннего направления продаж? 

По коксующемуся углю ситуация на ближайшую перспективу стабильная и достаточно предсказуемая. Отказ Китая от австралийского угля при любых раскладах усиливает позиции российских экспортеров и положительно отразится и на внутренних ценах, так как позволяет производителям более вариативно выстраивать сбытовую политику на внутреннем рынке. О долгосрочной перспективе я бы не стал сейчас рассуждать, поскольку из-за пандемии коронавируса остается много неопределенности.