Инновационный проект отечественной металлургии

Журнал «Pro безопасность», июнь 2018 года

Несколько лет назад компания «Мечел» заявила о планах по расширению продуктовой линейки и приступила к реализации масштабного инвестиционного проекта на Челябинском металлургическом комбинате – строительству универсального рельсобалочного стана (УРБС). Общий объем инвестиций в проект составил более 900 млн долларов, было создано около полутора тысяч рабочих мест.

 

Новое слово в российской сталелитейной промышленности

Высокотехнологичное производство запустили летом 2013 года в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. «Это пример хорошей и серьезной инвестиционной деятельности», – заявил премьер-министр. «Запуск стана – важнейшее событие не только для нашей компании, но и для российской экономики – мы сможем полностью обеспечить нужды российских потребителей, заинтересованных в продукции УРБС», – подчеркнул председатель Совета директоров ПАО «Мечел» Игорь Зюзин. Сегодня специалисты компании продолжают осваивать на стане новые виды продукции и вносить свой вклад в дело импортозамещения.

Универсальность стана заключается в выпуске длинномерных рельсов и фасонного проката. На УРБС используют последние мировые разработки в области прокатки, правки, отделки и контроля качества. УРБС помог «Мечелу» осуществить стратегическую экономическую задачу – нарастить объем продукции с высокой добавленной стоимостью. Годовая проектная мощность стана – 1,1 млн. тонн металлопродукции, в этом году планируется произвести около 800 тыс. тонн балок и рельсов.

Данный проект сфокусирован на импортозамещении. С помощью продукции стана «Мечел» поддерживает государственные программы импортозамещения в транспортной, строительной и других смежных отраслях промышленности. Немаловажный результат – снижение воздействия на окружающую среду благодаря использованию в производстве оборотных систем водоснабжения и оснащению машины непрерывного литья заготовок современным газоочистным оборудованием.

Тотальная модернизация производства

Комплекс УРБС представляет собой единую технологическую цепочку – от выплавки стали до отгрузки готового металлопроката.

Создание новой технологии производства длинномерных рельсов на Челябинском металлургическом комбинате предусматривало не только строительство объектов прокатного передела, но и обновление сталеплавильных мощностей. В 2011 году в рамках реконструкции кислородно-конвертерного цеха (ККЦ) был заменен конвертер № 2, затем была введена в эксплуатацию первая очередь универсального рельсобалочного стана – машина непрерывного литья заготовок №5 (МНЛЗ-5) с агрегатами внепечной обработки стали: установкой «ковш-печь» и вакууматором. В 2013 году запустили обновленный конвертер № 3.

Машина непрерывного литья заготовок № 5 предназначена для обеспечения УРБС непрерывнолитой заготовкой высшего качества. Причем на МНЛЗ-5 производится заготовка из различных марок стали – высокоуглеродистых, конструкционных и легированных. Комплекс МНЛЗ-5 включает участки по производству рельсового металла и рельсовой заготовки (двухпозиционный агрегат «ковш-печь» № 4 и двухкамерная установка вакуумирования стали). Новая МНЛЗ оборудована двухконтурной системой электромагнитного перемешивания стали и клетью «мягкого» обжатия заготовки. Эти технологии делают металл однородным и сводят к минимуму дефекты заготовок.

Равнение на рельсы

Главная продукция стана – рельсы, которые отличаются повышенной прочностью благодаря уникальной технологии термообработки, нигде больше в России не применяющейся. Закалка рельсов производится в специальном растворе органического полимера, что придает продукции высокие эксплуатационные показатели по износостойкости и пределу выносливости. Результаты испытаний на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Подмосковье подтвердили: продукция соответствует лучшим мировым аналогам, а по ряду показателей их превосходит.

«Мечел» может изготавливать рельсы длиной от 12,5 до 100 метров, последние используются на высокоскоростных магистралях. На промышленной площадке в Челябинске построено рельсосварочное предприятие, которое сваривает 100-метровые рельсы в 800-метровые плети. Уже в таком виде их доставляют непосредственно к месту укладки путей.

Серийный выпуск рельсов на ЧМК освоили в 2014 году, в июне 2015 года комбинат получил сертификат соответствия рельсовой продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза. Сертификация позволила начать поставку продукции в адрес «Российских железных дорог».

С момента запуска стана освоено производство около 60 профилеразмеров продукции (включая четыре профиля рельсов), многие из них новые для российского рынка. В 2018 году к этому числу добавятся еще около 20 профилей. «Мечел» – уже заметный игрок на отечественном рынке, у рельсов УРБС доля в пределах 30%, у строительной балки – 29%. Мосты, дороги, торговые центры и офисные здания – продукция стана широко востребована.

Спрос рождает предложение

На рельсовую продукцию компании наблюдается устойчивый спрос. В РЖД отказались от импортных рельсов и перешли с австрийских и японских на отечественные. За два последних года на строительство и ремонт железнодорожных магистралей нашей страны ЧМК поставил около 600 тыс. тонн рельсового проката. Крупная партия рельсов была направлена также Московскому метрополитену, они используются для ремонта путей и строительства новых линий столичной подземки, в том числе Большой кольцевой линии – самого большого метрокольца в мире. В 2016–2017 годах рельсы направлялись и ряду крупнейших российских корпораций, среди которых «Норильский никель» и ММК, «Металлоинвест» и «УГМК-Холдинг». Рельсы служат и на промышленных объектах самого «Мечела»: компания направила партию своей продукции на строительство инфраструктуры ж/д линии Улак – Эльга, проложенной от БАМа к Эльгинскому угольному месторождению в Южной Якутии.

Компания продолжает расширять клиентскую базу. Например, с недавних пор продукция поставляется в ближнее зарубежье – «Белорусским железным дорогам». Будут осваиваться и другие экспортные направления. Сегодня основной потребитель рельсового проката ЧМК – это РЖД. «Мечел» готов участвовать в воплощении транспортной стратегии страны до 2030 года. Как известно, государством уже приняты принципиальные решения и ведется проработка новых инфраструктурных проектов, в частности высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. Кроме того, большой объем потребует реконструкция Транссиба и БАМа. То есть внутренний рынок развивается, и его емкость будет расти.

Экспортные перспективы

В планах компании – вывод рельсовой продукции на рынки Юго-Восточной Азии и Европы. В I квартале 2018 года ЧМК подтвердил соответствие производства термоупрочненных рельсов требованиям европейских технических условий TSI. Сертификаты позволяют поставлять рельсовую продукцию в страны Евросоюза для строительства ж/д путей общего назначения. Ранее комбинат получил сертификат соответствия требованиям европейских технических условий TSI на нетермоупрочненные рельсы, которые преимущественно используются для производства стрелочных переводов и других вспомогательных элементов ж/д магистралей в Европе. Что касается балки производства УРБС, то она уже поставляется в европейские страны, и клиенты отмечают хорошее качество.