Увеличение мощностей порта Посьет требует развития инфраструктуры РЖД

«Дальневосточная магистраль»

В рамках стратегии развития угольной отрасли России, к 2030 году экспортные поставки угля в западном направлении, по прогнозам специалистов, должны вырасти до 60 млн тонн в год, в то время как в восточном направлении – до 110 млн. Для того чтобы поддержать растущие объёмы, торговый порт Посьет, входящий в структуру Группы «Мечел», продолжает вкладывать инвестиции в модернизацию производственных мощностей.

Проект технического перевооружения реализуется в порту с 2011 года. «Мечел» на эти цели уже инвестировал около 4,2 млрд рублей. В итоге мощность торгового порта Посьет увеличилась в 8 раз – в настоящее время он способен перегружать 7 млн тонн угля в год, рассказали в пресс-службе ПАО «Мечел».

Обновленный порт Посьет представляет собой автоматизированный угольный терминал, который отвечает современным требованиям по перевалке и хранению пылящих грузов. Благодаря проекту модернизации, основные технологические операции по выгрузке вагонов, перестановке порожних вагонов на пути накопления, очистке угля, дроблению, подаче к месту формирования штабеля были перенесены в закрытые помещения. Этот комплекс мер исключает попадание угольной пыли в атмосферу. Количество повреждённых вагонов после внедрения новой безгрейферной технологии снизилось более чем в 30 раз.

Для обеспечения безремонтной эксплуатации вагонов в зимний период в порту запустили комплекс механизированного рыхления угля, который функционирует при температуре до минус 40 градусов. Сначала уголь в полувагонах разрезается на пласты, далее полувагоны отогреваются в так называемом тепляке с помощью инфракрасных нагревателей и только потом подаются на вагоноопрокидыватель. В порту пока не могут полностью отказаться от грейферной выгрузки угля, но позитивный эффект наблюдается сразу с момента ввода угольного терминала. К примеру, если в 2012 году из 64,5 тыс. обработанных полувагонов было повреждено 22 %, то в 2016-м из 104 тыс. выгруженных вагонов незначительные повреждения получили 0,2 % из них.

Есть у «Мечела» и долгосрочные планы по увеличению пропускной способности. В частности, планируется изменить технологию погрузки угля на суда. Но это будет зависеть от ряда факторов и макроэкономической ситуации. В настоящий момент компания занимается доведением до проектных показателей береговой технологической линии: узла разгрузки вагонов с вагоноопрокидывателями и трансбордером, закрытых конвейерных линий и стакеров-реклаймеров.

Постепенное же увеличение перегрузочных мощностей порта Посьет требует развития железнодорожной инфраструктуры – непосредственно станции Посьет, а также путей общего пользования на участке Уссурийск – Посьет. В компании «Мечел» считают, что при формировании программы дальнейшего развития БАМа и Транссиба целесообразно учитывать планы модернизации порта Посьет.

Тем не менее, несмотря на ограниченные пропускные способности этого направления, РЖД выправляет ситуацию за счёт технологии работы. Так, для маршрутизации порожнего вагонопотока со станции Посьет совместно с портовиками было разработано решение, позволяющее исключить из транспортной цепочки сортировку вагонов на всём пути следования. На станции формируются полносоставные технические маршруты – практически без осуществления дополнительной маневровой работы. За 6 месяцев 2017 года отправлены 443 таких маршрута.

– Благодаря слаженной работе с РЖД, по направлению Посьет – Нерюнгри-Грузовая – Посьет был снижен оборот подвижного состава более чем на двое суток. Это позволило основным операторам высвободить более 300 вагонов и перераспределить их на другие направления, при тех же объёмах погрузки на станции Нерюнгри-Грузовая, – отмечают в стивидорной компании.