Рашид Нугуманов: Наши рельсы отличает высокая чистота стали
Журнал «Металлы Евразии», №5 2015
О расширении продуктовой линейки предприятия, реальных проектах в области импортозамещения и сложных временах для сталелитейной промышленности. Директор ЧМК подводит итоги года в интервью журналу «Металлы Евразии».
- Рашид Фасхиевич, финансовые проблемы «Мечела» и вынужденная реструктуризация бизнеса, в результате которой металлургический дивизион заметно сократился, породили массу слухов относительно судьбы других предприятий группы, в том числе ЧМК. Что сегодня происходит на комбинате?
- Сегодня ЧМК стабильно работает, реализует намеченную производственную программу. Компания выполняет свои обязательства перед потребителями и трудовым коллективом.
- В 2013 году на ЧМК вступил в строй новый универсальный рельсобалочный цех. Можно ли сегодня, с учетом непростой рыночной ситуации, оценить эффективность проекта? Каковы, на Ваш, взгляд основные преимущества работы этого стана для комбината и потребителей его продукции?
- Проект уже показал свою эффективность. Благодаря работе нового стана мы диверсифицировали производство ЧМК, снизили долю выпуска стальных полуфабрикатов и увеличили конвертер высокомаржинальной продукции, а значит, улучшили эффективность работы предприятия. Сегодня это позволяет комбинату расширять свои возможности на рынке рельсового и фасонного проката.
Уникальная технология закалки, не имеющая аналогов в нашей стране, позволяет ЧМК производить рельсы, соответствующие лучшим мировым образцам. Эти данные уже подтверждены на различных этапах проверки рельсов комбината ВНИИ железнодорожного транспорта – от лабораторных тестов до испытаний в реальных условиях.
Также наши рельсы отличает высокая чистота стали. Это связано как с применением при производстве стали особо чистых ферросплавов, так и с использованием новейшего сталеплавильного оборудования. Для организации рельсового производства на комбинате была проведена полная модернизация кислородно-конвертерного цеха, введены в строй агрегаты внепечной обработки и вакуумирования стали, запущена современная пятиручьевая машина непрерывной разливки, обеспечивающая получение исходных рельсовых заготовок требуемого качества.
- Какое место ЧМК как поставщик рельсов и стальных строительных конструкций займет на отечественном рынке, возрастут ли при этом экспортные возможности предприятия?
- Универсальный стан рассчитан на импортозамещение рельсовой и балочной продукции на российском рынке, за счет освоения новых профилеразмеров в этом году нам удалось увеличить объем продаж фасонного проката. Мы планомерно расширяем сортамент фасонной продукции с момента пуска стана, осваиваем ее новые виды и на сегодняшний день можем производить 26 профилей.
За 9 месяцев текущего года объем производства фасонного проката вырос на 39%, выпуск рельсового проката – на 82%. Мы заключили ряд контрактов на поставку рельсов промышленного назначения с крупными российскими холдингами: Магнитогорским металлургическим комбинатом, Норильским Никелем, «ЕвроХимом», «Северсталью», НЛМК и другими.
В июне 2015 года Челябинский металлургический комбинат получил сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза на рельсы длиной до 100 метров. Сертификация позволяет осуществлять поставки продукции в адрес ОАО «Российские железные дороги». Это событие знаковое и для нас, и для отрасли в целом.
Конечно, предприятие рассматривает и экспортный потенциал продукции универсального стана. Достигнутое качество позволяет поставлять прокат на внешние рынки при прохождении необходимых сертификационных процедур. Один из шагов по выходу на международный рынок – сотрудничество с немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn. В начале этого года немецкие специалисты посетили наш рельсобалочный стан, оценили возможности ЧМК по выпуску рельсов и присвоили комбинату статус потенциального поставщика. Еще один визит в рамках работы по сертификации состоялся в ноябре. Требование безопасности перевозок – это большая ответственность перед производителями, поэтому в целом срок сертификации займет не менее двух лет.
- Как и другие ведущие предприятия российской металлургии, ЧМК за последние годы проводил масштабную модернизацию и реконструкции мощностей основных переделов. Что удалось сделать за это время? Насколько сегодняшнее состояние производства соответствует современным требованиям? Какими могут быть дальнейшие шаги в плане технического развития ЧМК и повышения уровня его конкурентоспособности?
- С момента начала работы в Группе «Мечел» на ЧМК были обновлены мощности основного потока: начиная с аглофабрики (за последние 35 лет подобных проектов в РФ не реализовывалось) и кислородно-конвертерного цеха, заканчивая природоохранными объектами. Были введены в строй четыре машины непрерывного литья заготовок, что сегодня нам позволяет до 90% стали ЧМК разливать непрерывным способом. На все эти проекты затрачено около 70 млрд рублей за последние десять лет.
В дальнейшем мы продолжим работу по усложнению сортамента выплавляемой стали, снижению производства малоэффективных нерентабельных марок стали и профилей проката, а также диверсификацию производства. ЧМК будет планомерно расширять свою продуктовую линейку на универсальном рельсобалочном стане – предполагается освоение дополнительных фасонных профилей. Также для обеспечения устойчивой работы основного потока ЧМК запланировано завершение реконструкции кислородно-конвертерного цеха с заменой третьего конвертера, а в более долгосрочной перспективе – капитальные ремонты с реконструкцией доменных печей.
- В свое время ЧМК создавался и специализировался как ведущий в стране производитель качественной стали, в том числе для машиностроения и отраслей оборонного комплекса. Каковы позиции комбината в этой сфере сегодня? Участвует ли предприятие в программах импортозамещения?
Благодаря многолетнему опыту ЧМК в качественной металлургии сегодня мы продолжаем осваивать перспективные виды спецсталей и сплавов ответственного назначения.
В этом году нашими специалистами освоено и налажено производство нового вида продукции – нержавеющей сварочной ленты для удовлетворения потребности атомной промышленности. Ее первая партия была поставлена на предприятие машиностроительного дивизиона «Росатома» – завод «ЗиО-Подольск» для производства реакторных установок серийных атомных ледоколов нового поколения. Это как раз пример импортозамещения, поскольку ранее подобная продукция поставлялась из Швеции.
Повторюсь, что на замещение импортной продукции ориентирован наш универсальный рельсобалочный стан, выпускающий 100-метровые рельсы нового поколения для строительства скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей в стране.
- Ваша оценка ситуации на металлургическом рынке. Как предприятие завершает нынешний год? Можно ли ожидать улучшений в ближайшие два-три года? Какие факторы помогут металлургам и их потребителям преодолеть кризис?
- В 2015 году мы отмечаем сокращение потребления по всем товарным направлениям производства ЧМК, что связано с общей экономической ситуацией, спадом объёмов производства в промышленности и строительстве. Несмотря на непростые условия, мы укрепили свои позиции и увеличили долю на рынке сортового проката.
На мой взгляд, металлургам, и ЧМК в частности, в преодолении кризиса могут помочь программы государственной поддержки, направленные на стимулирование таких отраслей, как строительство и машиностроение, которые являются основными потребителями металлопроката.
- Каковы, на Ваш взгляд, долгосрочные перспективы предприятия? Как может измениться его роль и место в системе российской черной металлургии в будущем?
- Говорить о прогнозах – дело неблагодарное. Российскую черную металлургию нет смысла рассматривать отдельно от общемировой, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от многих факторов. Скажу лишь одно – у ЧМК есть потенциал для роста и хорошие перспективы.