Павел Штарк: «Мечел» законтрактовал поставки с Эльгинского месторождения на два года вперед
«Мечел» 28 июля сообщил, что договорился с южнокорейской GS Global о поставках до 2,8 млн тонн энергетического угля в год, большая часть которого будет поставляться с Эльгинского угольного месторождения. Часть поставок до 1,5 млн тонн угля будет поставляться для электростанций GS Global, еще до 1 млн тонн угля - для Tongyang Cement & Energy («дочка» GS Global), которая является лидером строительной отрасли Южной Кореи.
«Фактически мы полностью законтрактовали добычу на полтора-два года вперед», - сообщил Штарк. По словам Штарка, «Мечел» имеет ряд крупных контрактов на поставки угля с Эльги помимо GS Global, в частности на 200 тыс. тонн концентрата в год с «одной из крупнейших японских сталелитейных компаний».
Кроме того, «Мечел» участвует в тендере РАО «ЭС Востока» на поставку энергетических углей для генерации, отметил Штарк, не раскрыв его объем.
В 2014 году компания планирует добыть свыше 1 млн тонн, в 2015-2016 годах - «столько, сколько сможет переработать пилотная обогатительная фабрика, около 3 млн тонн в год», добавил топ-менеджер компании.
Штарк подчеркнул, что компания видит огромный интерес со стороны азиатских покупателей к продукции месторождения. «В этом году мы будем отгружать им пробные партии концентрата коксующегося угля. Мы уже проводили пробное коксование на «Мечел-Коксе», «Москоксе» и японских коксохимических заводах - результаты очень хорошие», - добавил он.
Разработка Эльгинского месторождения - одного из крупнейших в мире месторождений коксующихся углей (запасы оцениваются в 2,2 млрд тонн по стандартам JORC) - является главным инвестиционным проектом «Мечела». Проект финансирует Внешэкономбанк.
ЭЛЬГУ ПРОФИНАНСИРУЕТ ВЭБ
По словам Штарка, «Мечел» не будет вкладывать собственные средства в освоение Эльгинского месторождения и рассчитывает на проектное финансирование ВЭБа.
«Все инвестиции в проект будут осуществляться за счет ВЭБа, не за счет самого «Мечела». Средства компании сейчас направляются исключительно на поддержание текущих мощностей и обслуживание долга компании», - сказал Штарк.
Он напомнил, что «Мечел» рассчитывает в течение ближайших двух месяцев (в августе-сентябре) получить очередной транш от ВЭБа для развития Эльгинского месторождения.
По словам Штарка, как только компания получит средства ВЭБа, она начнет тендерный процесс для поставщиков оборудования на первую обогатительную фабрику мощностью 9 млн тонн рядового угля в год. «Этим летом мы завершили земляные работы, площадка для строительства готова, разработана и утверждена технологическая схема обогащения - мы надеемся начать строительство в первые месяцы 2015 года», - сказал он, не озвучивая конкретный объем средств, который готова освоить компания.
«МЕЧЕЛ-МАЙНИНГ» ОСТАЛСЯ БЕЗ ИНВЕСТОРА
Штарк также сообщил ИТАР-ТАСС, что компания отказалась от идеи привлечь инвестора в «Мечел-Майнинг», 62,5% акций которого заложено по кредитам ВТБ и Сбербанка (37,5 и 25% соответственно).
«Сейчас мы отказались от идеи привлечения инвестора в «Мечел-Майнинг» и ведем переговоры по привлечению партнера именно в Эльгинский проект», - сказал он.
При этом Штарк добавил, что есть «целый ряд интересантов из Юго-Восточной Азии и других регионов» для участия в освоении Эльгинского месторождения угля. Компания не исключает участия РФПИ.
Ранее источники сообщали ИТАР-ТАСС, что «Мечел» готов заложить еще 37,5% акций горнодобывающего дивизиона «Мечел-Майнинг» для получения бридж-кредита ВЭБа в размере 35 млрд руб. Балансовая стоимость этого пакета оценивается в 46,2 млрд руб., то есть в 1,3 раза превышает сумму потенциального бридж-кредита.
ДОРОГА ДЛЯ РЖД
Ранее обсуждалась возможность покупки ОАО «РЖД» у «Мечела» железнодорожной ветки от БАМа к Эльгинскому месторождению за 70 млрд руб., что помогло бы металлургической компании значительно снизить долговую нагрузку. Однако денег в бюджете на это не нашлось, поскольку потребовало бы увеличить расходы на программу развития БАМа и Транссиба.
«Необходимо понимать, что сейчас проект содержит в себе риски, связанные с освоением месторождения, и риски, связанные с железной дорогой. Для азиатских инвесторов угольные риски понятны: они могут считать мировой баланс спроса и предложения, прогнозировать цены и понимать, сколько они готовы заплатить. Однако никто из китайских или японских производителей не строил железные дороги в Якутии, поэтому они не могут просчитать риски, связанные с развитием и эксплуатацией ветки Улак - Эльга», - отметил Штарк.
При этом, по его словам, железнодорожные риски отлично понятны ОАО «РЖД», и российская железнодорожная монополия «крайне заинтересована в успехе Эльгинского проекта, который сделает окупаемыми инвестиции в развитие Восточного полигона».
«Необходимо понимать, что в районе Эльги есть не только Эльгинское месторождение. Фактически это новый угольный бассейн, подобный Кузбассу или Донбассу, там есть большие объемы угля, прогнозные запасы которых превышают 40 млрд тонн», - пояснил топ-менеджер «Мечела».
Он добавил, что еще при планировании БАМа «был вариант построить дорогу таким образом, чтобы она проходила через Эльгу и окружающие ее несметные богатства». "Стратегия угольной промышленности РФ подразумевает, что центр российской угледобычи сместится в Восточную Сибирь - именно за счет Эльгинского месторождения и тувинских проектов. Но если ветку Кызыл - Курагино, которая должна открыть угольные запасы Тывы, еще даже не начали строить, то железная дорога к Эльге уже готова», - сказал Штарк.