Евгений Горбунов: Нашими приоритетами остаются поставки концентрата коксующегося угля, угля PCI и антрацита

«Металл Эксперт» ( «Новости рынков угля СНГ»), 19 апреля 2019 года

Интервью с исполнительным директором Mechel Carbon AG Евгением Горбуновым

Группа «Мечел» – одна из ведущих мировых компаний в горнодобывающей и металлургической отрасли. На российском рынке на долю холдинга приходится около 15% от общего выпуска угля для коксования в стране. Продукция реализуется как внутри страны, так и на экспорт. В условиях благоприятной конъюнктуры рынка «Мечел» активно инвестирует в развитие добывающих комплексов, в том числе, в Якутии. Запасы Эльгинского месторождения представлены высококачесвенным коксующимся углем, востребованным на мировом рынке, и составляют 2,2 млрд. тонн.

 

– Какие товарные сегменты – коксующийся, энергетический уголь – являются наиболее перспективными для компании в будущем?

– «Мечел» – это, прежде всего, производитель и поставщик металлургического угля. Поэтому, конечно, нашими приоритетами на будущее остаются поставки концентрата коксующегося угля, угля PCI и антрацита.

– Какие направления сбыта видятся Вам наиболее перспективными в ближайшие годы? Какие действия и меры необходимо предпринимать российским поставщикам, чтобы закрепить свои позиции внутри страны и на внешних направлениях?

– Мы согласны с мнением специалистов отрасли о том, что в ближайшие годы наибольшее развитие рынка сбыта угля будет в АТР. На сегодняшний день доля угля из России на рынке Азии составляет около 9%, есть тенденции к увеличению этой доли до 15-20%. Для сохранения и укрепления позиций на рынке АТР российским поставщикам необходимо работать над сокращением расходов на производство и логистику, а также над повышением конкурентоспособности.

– Как Вы оцениваете конкурентоспособность российского угля на внешних рынках?

– На внешних рынках и, прежде всего, на рынке Азии наблюдается усиление конкуренции между основными производителями и поставщиками угля за рынки сбыта продукции. Наиболее активны Австралия, Индонезия, увеличивается доля угля из США и Канады. Российский уголь сохраняет свою привлекательность на рынках АТР, в частности в Японии, Корее, Китае, благодаря короткой дистанции до основных потребителей, что реализуется в конкурентной ставке фрахта, и высокому качеству поставляемой продукции.

– Каковы среднесрочные перспективы у группы «Мечел» по расширению экспорта? Какие преимущества, на Ваш взгляд, имеет компания перед другими поставщиками?

– В планах компании стоит увеличение экспорта угольной продукции на внешние рынки, в первую очередь, на рынок АТР до 15-16 млн. тонн в перспективе ближайших 3-5 лет. Это предполагает сохранение поставок на традиционные наши рынки Европы, Японии, Кореи и Китая, а также расширение списка покупателей и увеличение объема продаж на рынки Юго-Восточной Азии.

– Одной из самых актуальных проблем России остается пропускная способность железнодорожной и портовой инфраструктуры. Что, на Ваш взгляд, позволит в перспективе стабилизировать ситуацию с отгрузками и уменьшить затраты и риски грузовладельца и перевозчика?

– Проблема эта касается именно восточного направления, и она заключается не только в пропускной способности, но и в нехватке вагонов и локомотивов. Решать ее надо комплексно, совместно государству и бизнесу. И она сегодня решается – есть программа РЖД развития восточного полигона. Будут "расшиты" узкие места на железной дороге, будет решена проблема с дефицитом вагонов и тяги, тогда и бизнес расширит перевалочные мощности. Компании уже этим занимаются.

– Какие факторы, по Вашему мнению, будут определяющими в развитии угольной отрасли России в 2019-2020 годах в первую очередь в сегменте коксующегося угля? С какими трудностями могут столкнуться основные игроки?

– Эти факторы известны, они не первый год оказывают влияние на отрасль. Я говорю об ограничениях провозной способности на отдельных участках железнодорожной инфраструктуры, а также о сложившемся дефиците парка полувагонов в России. Для уменьшения транспортных рисков руководством «Мечела» запланировано расширение собственного вагонного парка. В конце прошлого года компания приобрела около 150 новых полувагонов. Инвестиции в логистическую составляющую предусмотрены и в текущем году.

– Какие, на Ваш взгляд, факторы будут ключевыми при формировании экспортных цен на коксующийся уголь в России в 2019 году?

– При формировании экспортных цен на коксующийся уголь на 2019-2020 годы важными факторами будут соотношение спроса и предложения на уголь на внешних рынках, итоги переговоров по тарифам между США и Китаем, взаимоотношения между Китаем и Австралией. Эти факторы и будут определять общий вектор движения спотовых цен на основные виды угля на рынках АТР. Помимо этого, на экспортные цены традиционно оказывают влияние цены на коксующийся уголь, кокс и сталь на внутреннем рынке КНР. Повлиять на ценовую динамику могут и австралийские угольщики, те или иные решения которых часто являются ориентирами для всего рынка и отражаются в индексах Platts.