Эльга: перспектива на век

Газета «Якутия», 28 апреля 2016 года

Эльга – одно из самых перспективных и уникальных месторождений в России. Здесь сосредоточены огромные запасы высококачественных коксующихся углей, которые нужны металлургии, как воздух человеку. Они оцениваются в 2,2 млрд тонн. Ни одна металлургическая шихта, представляющая собой смесь для выплавки чугуна, не производится без этой дефицитной марки. Но что еще важно, месторождение имеет очень удобное географическое положение по отношению к важнейшим рынкам сбыта.

И хотя осваивается Эльга сравнительно недавно, это не помешало крупнейшему объекту стать проектом номер один на Дальнем Востоке, сделавшим огромный прорыв в угольной индустрии России. Объемы добычи угля на богатейшем месторождении растут. В 2015 году здесь извлечено около 4 млн тонн угля, а в первом квартале 2016 года – 993 тыс., что на 18% больше показателя аналогичного периода прошлого года.

Поскольку разработку месторождения ведет группа «Мечел» силами опытных специалистов «Якутугля», мы попросили управляющего директора АО ХК «Якутуголь» Игоря Хафизова прокомментировать ситуацию с экспортом.

– Сегодня экспорт коксующегося угля ориентирован на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, потребляющие до 80% металлургических углей, добываемых на планете. Мы находимся очень близко к ним. И если сравнить Эльгу с Кузбассом, то преимущества очевидны: близость к рынкам сбыта снижает затраты на перевозку и удешевляет себестоимость продукции.

Еще один немаловажный фактор – способ добычи. На Эльгинском месторождении уголь добывается открытым способом, менее затратным, чем шахтным. К тому же он безопасный, сегодня на него весь мир переходит. Добытый им уголь способен полностью удовлетворить запросы металлургического и коксового производств. В 2014 году «Мечел» успешно перевел коксовый завод «Мечел-Кокс» в Челябинской области с воркутинских и распадских углей на эльгинские. Замена не повлекла за собой никаких дополнительных расходов. И это доказывает, что угли Эльги могут замещать жирные угли, добываемые шахтным способом.

Перечисленные составляющие делают ее самым перспективным месторождением в России.

Несколько десятилетий разработку сдерживало отсутствие постоянных дорог к залежам. Эту проблему решила компания «Мечел», которая вложила привлеченные средства в транспортную инфраструктуру и проложила подъездной путь к месторождению. Через Становой хребет в сложных климатических и горно-геологических условиях было построено за три года 315 км железнодорожного полотна трассы Улак-Эльга и возведено 76 мостов. 

Одновременно развивались производственные мощности: введен в эксплуатацию разрез, построена фабрика для переработки угля. Сначала она была сезонной, затем перешла на круглогодичный режим. Вспоминая, как шли работы, Игорь Хафизов говорит: «Сейчас мы можем сказать, что на Эльге создан полноценный горно-обогатительный комбинат с железнодорожными путями, по которым вывозится уголь, добычные мощности. С каждым годом объемы будут нарастать. С выходом на проектную мощность здесь должно добываться около 30 млн тонн угля в год. Со временем нам предстоит построить три обогатительных комплекса мощностью 9 млн тонн. На первом этапе будет возводиться одна из таких фабрик».

Сейчас на Эльге строятся объекты инфраструктуры: постоянный вахтовый поселок на три тысячи человек, инженерные сети и другие объекты, которые необходимы для постоянной эксплуатации обогатительных мощностей. Для строительства и эксплуатации Эльгинского угольного комплекса в структуре группы «Мечел» создано отдельное предприятие – ООО «Эльгауголь».

Эльгинский проект набирает обороты. Поэтому компания рассчитывает на поддержку Минвостокразвития. На выделенные средства будут строиться новые энергомощности – две подстанции с линиями электропередачи, полигон твердых бытовых отходов и основной вахтовый поселок.

О необходимости государственной поддержки инфраструктуры Эльгинского угольного комплекса говорил на совещании с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым глава республики Егор Борисов. Для чего она нужна, Игорь Хафизов пояснил: «Компания уже выполнила большой объем работ, представляющий огромное значение для республики. Никто никогда из бизнеса на себя его не брал. Только в строительство железной дороги «Мечел» вложил 80 млрд рублей. На эти деньги могла бы быть построена большая часть всего Эльгинского угольного комплекса».

В процессе освоения месторождения встал вопрос о создании на Эльге муниципального образования. По мнению недропользователя, постоянный населенный пункт там просто необходим. Отработка крупного месторождения вахтовым методом – далеко не лучший вариант для работодателя и персонала. Основная проблема – текучесть кадров. Из-за этого постоянно меняются качественный состав специалистов и география набора персонала.

Компания хотела бы привлечь к работе коренное население, но людям нужно постоянное место жительства. Работая по полгода, они лишаются возможности видеть семью, на что не каждый согласится. Многие специалисты уже сегодня хотели бы жить на Эльге постоянно. Но для этого нужно построить хотя бы минимальную инфраструктуру – детский сад, школу.

– Здесь есть все предпосылки для создания постоянного населенного пункта, – считает Игорь Валерьевич. – Прежде всего железная дорога и энергомощности. В стране многие города возводились без долгосрочной перспективы, поэтому сейчас они закрываются. Эльга с ее богатейшими месторождениями может служить людям минимум 100 лет.